![](https://7b3e726515.cbaul-cdnwnd.com/da7a1314b249bbd0b2121b16480ae988/200000085-8b0c28c05c/200000000.jpg?ph=7b3e726515)
Базы данных
Базы данных
База данных – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.
Базы данных бывают фактографическими и документальными.
В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате (сведения о книгах в библиотеке).
Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую.
Типы баз данных:
-
Реляционные базы данных (табличные) содержат перечень объектов одного типа.
Поле БД – это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства.
Запись БД – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях БД.
Ключевое поле – это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Каждая таблица должна содержать хотя бы одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице.
Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит (текстовый, числовой, дата/время, счетчик и т.д.).
-
Иерархические базы данных могут быть представлены как дерево, состоящее из объектов различныхуровней. Верхний уровень занимает один объект, второй — объекты второго уровня и т. д.
Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкогоуровня. Такие объекты находятся в отношении предка (объект более близкий к корню) к потомку (объектболее низкого уровня), при этом возможна ситуация, когда объект-предок не имеет потомков или имеет ихнесколько, тогда как у объекта-потомка обязательно только один предок. Объекты, имеющие общего предка,называются близнецами.
-
Сетевые базы данных являтся обобщением иерархических за счет допущения объектов, имеющих более одного предка. Вообще, на связи между объектами в сетевых моделях не накладывается никаких ограничений.
Системы управления базами данных
СУБД – это программное обеспечение, позволяющее создавать БД, а также обеспечивающее обработку, сортировку и поиск данных.
Libre Office Base
Запуск программы: Пуск → Приложения → Офис → Libre Office Base
Для создания новой БД в появившемся окне следует выбрать пункт «Создать новую базу данных» и щелкнуть кнопку «Готово». В открывшемся окне указываем папку для сохранения БД, в поле «Имя файла» вводим название БД. Щелкаем кнопку «Сохранить».
Для ввода данных следует создать таблицу. Для этого надо перейти к объекту «Таблицы» и выбрать пункт «Создать таблицу в режиме дизайна». В появившемся окне создаем структуру таблицы: вводим названия полей, типы данных, указываем ключевое поле. После этого закрываем окно, сохраняем, вводим имя таблицы.
Если возникнет необходимость изменить структуру таблицы, то ее имя следует выделить и выбрать меню Правка → Правка.
Организация связанных данных
Для того, чтобы организовать связи между таблицами следует выбрать меню Сервис → Связи. В появившемся окне добавляем таблицы, между которыми надо создать связь.
В главной таблице нажать левой кнопкой мыши на ключевом поле и, не отпуская ее, перетащить в подчиненную таблицу на такое же поле.
Для редактирования связи следует дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по линии.
Для удаления связи следует щелкнуть правой кнопкой мыши по линии и выбрать пункт «Удалить».
Сортировка записей
Для этого надо:
-
Выделить поле, по которому надо произвести сортировку. Для этого достаточно щелкнуть по имени поля в заголовке таблицы.
-
Щелкнуть по соответствующей кнопке на панели инструментов.
При сортировке целостность записей сохраняется.
Фильтрация данных
Отбор данных из БД можно производить с помощью фильтров. Условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, < , <> и т.д.).
Простые фильтры содержат условие отбора записей только для одного поля. Сложные фильтры содержат несколько условий для различных полей. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно.
Примеры шаблонов
Смысл символа |
Шаблон |
Результат поиска |
Вопросительный знак (?), обозначающий один любой символ |
За?ор |
Забор Затор |
Звездочка ( * ), обозначающая любую группу символов |
Д*нь |
День Добрый день Длинная тень |
Знак фунта (#), обозначающий любую цифру |
#-й |
5-й 8-й |
Квадратные скобки [ ], обозначающие один символ из указанного набора |
Иванов[аы] |
Ивановы Иванова |
Восклицательный знак (!) в сочетании с квадратными скобками, обозначающий символ не входящий в указанный набор |
Иванов[!аы] |
Иванову (но не Иванова» или «Ивановы») |
Примеры условных выражений
Условное выражение |
Значение поля, по которому производится поиск записей |
Саратов |
Текст «Саратов» |
Not Саратов |
Не текст «Саратов» |
In (Саратов, Томск, Уфа) |
Текст «Саратов», «Томск» или «Уфа» |
<М |
Текст, начинающийся с букв «А» - «Л» |
>=М |
Текст, начинающийся с букв «М» - «Я» |
100 |
Число 100 |
<=20 |
Число меньшее или равное 20 |
Date() |
Текущая дата |
>=01.01.94 |
Даты позднее 01.01.94 |
*.02.* |
Дата, у которой значение месяца — февраль |
Null |
Пустое значение |
Is Not Null |
Не пустое значение |
Like "P*" |
Текст, начинающийся с буквы «P» |
Запросы
Запрос – это объект БД, позволяющий получить нужные данные из таблиц.
Запросы на выборку.
Результатом работы такого запроса является набор данных, удовлетворяющих определенным, заранее заданным условиям.
Для создания запроса надо перейти к объекту «Запросы» и выбрать пункт «Создание запроса в режиме конструктора» (в программе Microsoft Access) или «Создать запроса в режиме дизайна» (в программе LibreOffice Base). Поверх окна запроса появится окно, позволяющее выбрать таблицы, на основе которых будет строиться запрос. Надо выделить нужную таблицу и щелкнуть по кнопке «Добавить». Когда все таблицы выбраны, щелкнуть по кнопке «Закрыть».
В верхней половине окна отображаются таблицы, из которых будет производиться выборка. В нижней половине окна создаем структуру запроса.
В строке «Поле» указываем названия полей таблицы.
В строке «Имя таблицы» - имя таблицы, которой принадлежит поле.
Строка «Сортировка» позволяет выводить результаты в отсортированном виде.
В строке «Вывод на экран» галочками отмечаются поля, которые нужно отображать после исполнения запроса.
Строки «Условие отбора/ Критерий» и «или» позволяют отобразить не все данные, а лишь те, которые подходят под условие.
После этого закрываем окно, сохраняем, задаем имя запроса. Для просмотра результата достаточно дважды щелкнуть по имени нужного запроса.
Запросы с параметром.
Используются тогда, когда условие отбора может изменяться. Создается так же, как и запрос на выборку, но в строке «Условие отбора» в нужном столбце в квадратных скобках записывается вопрос, ответ на который и будет представлять собой условие поиска.
Перекрестные запросы используются для расчетов и представления данных в структуре, облегчающей их анализ. Перекрестный запрос подсчитывает сумму, среднее число значений или выполняет другие статистические расчеты, после чего результаты группируются в виде таблицы по двум наборам данных, один из которых определяет заголовки столбцов, а другой — заголовки строк.
Запросом на изменение называют запрос, который за одну операцию изменяет или перемещает несколько записей.
-
Запрос на удаление записи удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц. С помощью запроса на удаление можно удалять только всю запись, а не отдельные поля внутри нее.
-
Запрос на обновление записи вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц. Запрос на обновление записей позволяет изменять данные в существующих таблицах.
-
Запрос на добавление записей добавляет группу записей из одной или нескольких таблиц в конец одной или нескольких таблиц.
-
Запрос на создание таблицы создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц.
Создание форм
Для этого надо перейти к объекту «Формы» и выбрать пункт «Создание формы с помощью мастера».
1 шаг. Выбираем таблицы и поля, которые войдут в будущую форму. Щелкаем кнопку «Далее».
2 шаг. Выбираем внешний вид формы. Щелкаем кнопку «Далее».
3 шаг. Выбираем стиль оформления формы. Щелкаем кнопку «Далее».
4 шаг. Задаем имя формы. Щелкаем кнопку «Готово».
Для изменения внешнего вида формы (заливка полей цветом, вставка рисунков и т.д.) надо выделить имя формы и щелкнуть по кнопке «Конструктор».