Базы данных

 

Базы данных

База данных – это информационная модель, позволяющая в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств.

Базы данных бывают фактографическими и документальными.

В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате (сведения о книгах в библиотеке).

Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую.

Типы баз данных:

  1. Реляционные базы данных (табличные) содержат перечень объектов одного типа.

Поле БД – это столбец таблицы, содержащий значения определенного свойства.

Запись БД – это строка таблицы, содержащая набор значений свойств, размещенный в полях БД.

Ключевое поле – это поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице. Каждая таблица должна содержать хотя бы одно ключевое поле, содержимое которого уникально для каждой записи в этой таблице.

Тип поля определяется типом данных, которые оно содержит (текстовый, числовой, дата/время, счетчик и т.д.).

 

  1. Иерархические базы данных могут быть представлены как деревосостоящее из объектов различныхуровнейВерхний уровень занимает один объектвторой — объекты второго уровня и тд.

    Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкогоуровня. Такие объекты находятся в отношении предка (объект более близкий к корню) к потомку (объектболее низкого уровня), при этом возможна ситуация, когда объект-предок не имеет потомков или имеет ихнесколько, тогда как у объекта-потомка обязательно только один предок. Объекты, имеющие общего предка,называются близнецами.

  2. Сетевые базы данных являтся обобщением иерархических за счет допущения объектов, имеющих более одного предка. Вообще, на связи между объектами в сетевых моделях не накладывается никаких ограничений.

     

 

Системы управления базами данных

СУБД – это программное обеспечение, позволяющее создавать БД, а также обеспечивающее обработку, сортировку и поиск данных.

 

Libre Office Base

Запуск программы: Пуск → Приложения → Офис → Libre Office Base

 

Для создания новой БД в появившемся окне следует выбрать пункт «Создать новую базу данных» и щелкнуть кнопку «Готово». В открывшемся окне указываем папку для сохранения БД, в поле «Имя файла» вводим название БД. Щелкаем кнопку «Сохранить».

 

Для ввода данных следует создать таблицу. Для этого надо перейти к объекту «Таблицы» и выбрать пункт «Создать таблицу в режиме дизайна». В появившемся окне создаем структуру таблицы: вводим названия полей, типы данных, указываем ключевое поле. После этого закрываем окно, сохраняем, вводим имя таблицы.

Если возникнет необходимость изменить структуру таблицы, то ее имя следует выделить и выбрать меню Правка → Правка.

 

 

Организация связанных данных

Для того, чтобы организовать связи между таблицами следует выбрать меню Сервис → Связи. В появившемся окне добавляем таблицы, между которыми надо создать связь.

В главной таблице нажать левой кнопкой мыши на ключевом поле и, не отпуская ее, перетащить в подчиненную таблицу на такое же поле.

Для редактирования связи следует дважды щелкнуть левой кнопкой мыши по линии.

Для удаления связи следует щелкнуть правой кнопкой мыши по линии и выбрать пункт «Удалить».

Сортировка записей

Для этого надо:

  1. Выделить поле, по которому надо произвести сортировку. Для этого достаточно щелкнуть по имени поля в заголовке таблицы.

  2. Щелкнуть по соответствующей кнопке на панели инструментов.

 

При сортировке целостность записей сохраняется.

 

Фильтрация данных

Отбор данных из БД можно производить с помощью фильтров. Условия отбора записей создаются с использованием операторов сравнения (=, >, < , <> и т.д.).

Простые фильтры содержат условие отбора записей только для одного поля. Сложные фильтры содержат несколько условий для различных полей. В результате применения сложного фильтра будут отобраны только те записи, которые удовлетворяют всем условиям одновременно.

Примеры шаблонов

 

Смысл символа

Шаблон

Результат поиска

Вопросительный знак (?), обозначающий один любой символ

За?ор

Забор Затор

Звездочка ( * ), обозначающая любую группу символов

Д*нь

День Добрый день Длинная тень

Знак фунта (#), обозначающий любую цифру

#-й

5-й 8-й

Квадратные скобки [ ], обозначающие один символ из указанного набора

Иванов[аы]

Ивановы Иванова

Восклицательный знак (!) в сочетании с квадратными скобками, обозначающий символ не входящий в указанный набор

Иванов[!аы]

Иванову (но не Иванова» или «Ивановы»)

Примеры условных выражений

Условное выражение

Значение поля, по которому производится поиск записей

Саратов

Текст «Саратов»

Not Саратов

Не текст «Саратов»

In (Саратов, Томск, Уфа)

Текст «Саратов», «Томск» или «Уфа»

Текст, начинающийся с букв «А» - «Л»

>=М

Текст, начинающийся с букв «М» - «Я»

100

Число 100

<=20

Число меньшее или равное 20

Date()

Текущая дата

>=01.01.94

Даты позднее 01.01.94

*.02.*

Дата, у которой значение месяца — февраль

Null

Пустое значение

Is Not Null

Не пустое значение

Like "P*"

Текст, начинающийся с буквы «P»

 

Запросы

Запрос – это объект БД, позволяющий получить нужные данные из таблиц.

Запросы на выборку.

Результатом работы такого запроса является набор данных, удовлетворяющих определенным, заранее заданным условиям.

Для создания запроса надо перейти к объекту «Запросы» и выбрать пункт «Создание запроса в режиме конструктора» (в программе Microsoft Access) или «Создать запроса в режиме дизайна» (в программе LibreOffice Base). Поверх окна запроса появится окно, позволяющее выбрать таблицы, на основе которых будет строиться запрос. Надо выделить нужную таблицу и щелкнуть по кнопке «Добавить». Когда все таблицы выбраны, щелкнуть по кнопке «Закрыть».

 

В верхней половине окна отображаются таблицы, из которых будет производиться выборка. В нижней половине окна создаем структуру запроса.

В строке «Поле» указываем названия полей таблицы.

В строке «Имя таблицы» - имя таблицы, которой принадлежит поле.

Строка «Сортировка» позволяет выводить результаты в отсортированном виде.

В строке «Вывод на экран» галочками отмечаются поля, которые нужно отображать после исполнения запроса.

Строки «Условие отбора/ Критерий» и «или» позволяют отобразить не все данные, а лишь те, которые подходят под условие.

После этого закрываем окно, сохраняем, задаем имя запроса. Для просмотра результата достаточно дважды щелкнуть по имени нужного запроса.

 

Запросы с параметром.

Используются тогда, когда условие отбора может изменяться. Создается так же, как и запрос на выборку, но в строке «Условие отбора» в нужном столбце в квадратных скобках записывается вопрос, ответ на который и будет представлять собой условие поиска.

Перекрестные запросы используются для расчетов и представления данных в структуре, облегчающей их анализ. Перекрестный запрос подсчитывает сумму, среднее число значений или выполняет другие статистические расчеты, после чего результаты группируются в виде таблицы по двум наборам данных, один из которых определяет заголовки столбцов, а другой — заголовки строк.

Запросом на изменение называют запрос, который за одну операцию изменяет или перемещает несколько записей.

  • Запрос на удаление записи удаляет группу записей из одной или нескольких таблиц. С помощью запроса на удаление можно удалять только всю запись, а не отдельные поля внутри нее.

  • Запрос на обновление записи вносит общие изменения в группу записей одной или нескольких таблиц. Запрос на обновление записей позволяет изменять данные в существующих таблицах.

  • Запрос на добавление записей добавляет группу записей из одной или нескольких таблиц в конец одной или нескольких таблиц.

  • Запрос на создание таблицы создает новую таблицу на основе всех или части данных из одной или нескольких таблиц. 

 

Создание форм

Для этого надо перейти к объекту «Формы» и выбрать пункт «Создание формы с помощью мастера».

 

1 шаг. Выбираем таблицы и поля, которые войдут в будущую форму. Щелкаем кнопку «Далее».

2 шаг. Выбираем внешний вид формы. Щелкаем кнопку «Далее».

3 шаг. Выбираем стиль оформления формы. Щелкаем кнопку «Далее».

4 шаг. Задаем имя формы. Щелкаем кнопку «Готово».

 

Для изменения внешнего вида формы (заливка полей цветом, вставка рисунков и т.д.) надо выделить имя формы и щелкнуть по кнопке «Конструктор».